Главная » 2012 » Август » 16 » Белоруссия: как убыточный колхоз сделать рентабельным?
17:47
Белоруссия: как убыточный колхоз сделать рентабельным?

"Обижают тружеников села! Выкупил наше хозяйство капиталист, вместе со служебными домами, и просто берет - и выбрасывает нас оттуда!" - поделилась с TUT.BY Мария Шукайло, уволенная бухгалтер бывшего хозяйства "Заямное", что в Столбцовском районе. После того как убыточное предприятие вместе с построенными по президентскому указу служебными домами в 2010 году выкупил частник, домики в агрогородке перестали быть служебными, а некоторые "труженики села" перестали быть "заслуженными" и лишились жилья.

Ни один, ни второй суд не встал на сторону заслуженного бухгалтера, проработавшего в хозяйстве 9 лет, и постановил выселить Марию Шукайло вместе с мужем из теперь уже частной собственности нового хозяина. Вслед за ней постановление "выселиться" получил и уволенный механизатор Сергей Гридюшко, который отработал в хозяйстве 5 лет. Такая же судьба, как удалось узнать TUT.BY, ждет еще нескольких сельчан, среди которых - участковый милиционер и даже чиновница райисполкома. "А где же социальные гарантии?!" - не понимают люди. Новый директор не считает себя виноватым: чтобы убыточное государственное хозяйство сделать прибыльным, нужны квалифицированные кадры, и, стало быть, уволенным сотрудникам, а тем более людям со стороны, в его домиках не место. "Работать надо, чтобы хозяйство было прибыльным! Какое отношение имею я к социальным гарантиям?" - задается вопросом новый директор хозяйства Сергей Савицкий.

В том, кто, что и кому должен в социально ориентированном государстве с немалым количеством убыточных сельских хозяйств, разбирался корреспондент TUT.BY.

"Мы, сельские жители, всегда с уважением относились к власти и не могли представить, что нас всех могут обмануть"

Начался конфликт с того, что в декабре 2010 года Столбцовский райисполком принял решение продать убыточное хозяйство бизнесмену из Смолевичского района, директору одного из крупных импортеров сельскохозяйственной техники (ЧУП "Профи-Агропарк") Александру Глушко. Вместе с хозяйством ему досталось и 27 домиков, которые начали строиться еще в 2005 году по указу президента № 405 "О некоторых мерах по строительству жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях". Само КСУП "Заямное" тогда специализировалось на животноводстве и зерновых культурах. Новый хозяин специализацию не менял, продолжает работать, расширяться, нанимать новых сотрудников, увольнять старых.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY Агрогородок "Заямное" находится в двух километрах от оживленной трассы М 1/ Е 30 (Брест - Минск). За час отсюда можно добраться на машине до Минска, за пять минут - до Столбцов.


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

"Новая метла по-новому метет, мы понимаем, но чтоб так не по-людски!" - возмущаются недовольные сельчане, которые убыточные для хозяйства годы вспоминают, напротив, с воодушевлением. Говорят, что отношение к людям тогда однозначно было лучше. А сейчас - "как к скотине". "Работаешь как проклятый, и все равно не нравится!" - жалуются они.

Одной из первых "новая метла" вымела бухгалтера Марию Шукайло. По ее версии - из-за конфликта с жильем, по версии директора - из-за того, что не умеет работать и вогнала хозяйство в 700 миллионов рублей долгов. После нее уволили механизатора Сергея Гридюшко - по его словам, по надуманной причине: сначала разрешили уйти в отпуск, а потом поставили прогул. По версии директора - за то, что механизатор отказался ехать на комбайне убирать сою. "Сказал, что сдал комбайн на хранение и не поедет. "Да пошли вы со своей соей", сказал. Это что за отношение к работе? - говорит Савицкий. Он сам, к слову, уже пятый директор на новом частном предприятии.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY Слева - Мария Шукайло, посередине - Сергей Гридюшко. Рядом - его жена, которая также живет в доме, принадлежащем теперь бизнесмену Александру Глушко.


С приходом в хозяйство нового владельца и сменой подхода к организации труда многие работники просто не выдержали: кто-то сам ушел, кого-то сократили, рассказывает TUT.BY новый директор. Тут и начались конфликты. Вместе с увольнениями встал вопрос о том, кто живет в выкупленных домиках. Оказалось, что в них обосновались не только уволенные сотрудники, но и те, кто уже давно ушел из хозяйства либо получил служебный дом за другие заслуги в работе на селе. Например, в одном из домов живет местный участковый инспектор Виктор Лисовский с женой, в другом - замначальника управления сельского хозяйства Столбцовского райисполкома Галина Шуранкова. Люди, получившие когда-то служебные дома, сегодня настаивают на том, что директор обязан продать им эти дома по льготной цене, потому как они - "заслуженные труженики села". Новые же владельцы хозяйства вопрос поставили ребром: кто у них не работает - должен освободить домики либо должен платить за них как за съемное жилье (50-100 долларов - в зависимости от того, работает ли кто-то из жильцов в хозяйстве), либо собирать вещи и уходить насовсем.

После двух судов, закончившихся не в пользу бывших бухгалтера и механизатора хозяйства, занервничали и те, кто еще продолжает оставаться сотрудником "Профи-Агроцентра". Они так же, как и Мария Шукайло с Сергеем Гридюшко, пришли когда-то работать в хозяйство в первую очередь именно из-за жилья.

"Когда нас брали на работу, нам обещали служебное жилье с очень хорошими условиями. Поскольку эти домики строились по указу президента с привлечением льготного кредита, нам обещали, что это жилье мы потом сможем выкупить. Лично председатель исполкома обещал! Это были меры по привлечению нас на работу в село! А теперь что?! - не понимают как бывшие, так и нынешние сотрудники хозяйства. - Обидно и то, что нам выдали не готовые дома, а голую коробку, мы вложили туда кучу денег. Естественно, потому что знали, что выкупим их потом. Но новый хозяин передумал и отказывает нам отдать дома на выкуп. Кто он такой, этот коммерсант? Капиталист какой-то! Мы, сельские жители, всегда с уважением относились к представителям власти и не могли даже представить, что нас всех могут обмануть таким образом".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY Некоторые сотрудники хозяйства рассказывают, что уже вложили в полученные дома до 15 тысяч долларов. Новый директор хозяйства готов возместить расходы, но "в разумных пределах". Он не верит, что такие большие суммы его бывшие работники на самом деле вкладывали в дом, поэтому максимум, который он готов выплатить им, - 5 тысяч долларов.


Сельчане считают действия нового хозяина незаконными. Один из механизаторов, который попросил не называть его имени, говорит, что работает в хозяйстве от заката до рассвета уже 10 лет: "И неужели дом не заслужил? Не просим ведь отдать, просим по льготе продать! Это же тяжелая работа: ненормированный рабочий день, работаю по 15-16 часов. 3-3,5 миллиона зарплата. За переработку никто не платит. Чтобы выходной взять, надо на коленях перед начальством стоять. И я не могу возразить, потому что боюсь лишиться дома. Я живу в нем 6 лет. Относятся как к скотине, короче говоря".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY Справа - чиновница Галина Шуранкова, которая тоже в списке на выселение. Рядом с ней муж уволенного бухгалтера Марии Шукайло, который не работает в хозяйстве Александра Глушко.

Чиновница тоже считает, что выселение людей из домов - незаконно. "Если мне сейчас остаться без жилья, мне уже некуда идти. Я в сельском хозяйстве отработала всю свою жизнь. А конкретно на этом хозяйстве 12 лет: сначала главным ветврачом, потом главным зоотехником. Неужели я не заслужила того, чтобы выкупить этот дом? Частнику ведь за копейки все досталось!" Участковый Виктор Лисовский, которого TUT.BY не застал на месте, но с которым поговорил по телефону, говорит, что пока не решил, как реагировать на информацию о выселении. "Мне официальная бумага пока не приходила. Когда придет, тогда и буду думать", - сказал он.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY Роман Казацкий, механизатор: "Когда наше хозяйство было сельхозкооперативом, все было отлично. Дома нам дали не просто так! Кто работал, тот и получил. Никто не знал, что с нами так поступят. Мы тут все отработали от 5 до 20 лет, и теперь выкинуть нас на улицу?"
Директор: "Те, кто положил это предприятие на лопатки, теперь и качают права"

Новые владельцы хозяйства ситуацию видят в ином свете. Договор купли-продажи предприятия, заключенный в 2010 году между бизнесменом Александром Глушко и райисполкомом, подразумевал, что за хозяйство (4,9 тысячи гектаров) и домики он должен заплатить почти 2 млрд рублей (на тот момент около 620 тысяч долларов). В нагрузку бизнесмену достались и долги предприятия - на момент продажи их было более 7 миллионов долларов. На сегодняшний день долгов перед государством у предприятия практически нет. А те, что есть, - это взятые для развития хозяйства кредиты, говорит новый директор Сергей Савицкий. В целом же предприятие, по его словам, работает теперь совершенно по-другому.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY Сергей Савицкий, новый директор: "Когда наш учредитель - Александр Глушко - показывал мне эти угодья, то рассказывал, что раньше, когда по трассе ехали губернатор или премьер-министр, то половина управления сельского хозяйства бегали убирали навоз, наводили экстренно порядок. Мне сегодня не надо никуда бегать, у меня всегда порядок. И если раньше, как Глушко говорил, его джип в навозе не мог проехать, то теперь я могу здесь в белых туфельках ходить".


За пару лет убыточное хозяйство, говорит с гордостью директор, стало успешным. И перечисляет достижения. "Если раньше 70% бюджета организации шло на зарплаты сотрудников, то теперь на это уходит только 20%. И теперь то, что раньше делали 250 сотрудников, делают 145", - поясняет он. Удалось сделать не только это. Выросли многие показатели: если раньше в хозяйстве реализовывали по 7-8 тонн молока в день, то теперь - 14. На том же стаде и в тех же помещениях. Рентабельность реализации молока в "Профи-Агроцентр" сегодня 74% (для сравнения: по Беларуси - около 20%).

"К нашему хозяйству местная власть подходит как к частному предприятию, - продолжает С.Савицкий. - Нам нет поблажек, нет бюджетной поддержки, мы не стоим на коленях у председателя исполкома. Мои люди и я выращиваем мясо, производим молоко, сеем зерно, овощи, получаем за счет этого деньги. По уровню зарплаты мы занимаем 3-4 позицию в районе". Средняя по хозяйству - 5 миллионов рублей.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY Многие сотрудники рассказывают, что довольны тем, каким стало хозяйство. Бригадир фермы Людмила Жарко, которая проработала в хозяйстве 14 лет, рассказала, что зарплаты у людей выросли. У нее лично выходит 6 миллионов, хотя раньше было не больше двух. "В соседних хозяйствах до сих пор по 2-3 миллиона получают. А наши и по 7, 8, 10 миллионов зарабатывают. Даже в городе далеко не везде получишь такие деньги. А тут село!" По словам бригадира, нагрузка теперь стала больше, но ее радует, что теперь у коров их фермы всегда есть корм. "А раньше ж как было. Беднота! Даже весной, бывало, кормили скот гнилым сеном". Директор ЧУП "Профи-Агропарк" Александр Глушко рассказал TUT.BY, что после того как выкупил это хозяйство, "люди стали работать в 4 раза лучше".


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Лукашенко: неэффективные сельхозпредприятия будут приватизированы >>>

Ситуация, которая сложилась вокруг "служебного жилья", директора "уже смешит".

"Если бы это было хорошее, процветающее предприятие, никто бы не продавал его. С этого надо начинать. Получается ситуация какая: те люди, которые положили это предприятие на лопатки, начинают сейчас качать права и рассказывать, что они такие хорошие, а плохой частник их обижает. Мы сначала хотели дать им выкупить эти дома, но потом передумали, и на то есть причины. Мы приглашаем работать сейчас многих людей. И если мне какую-то семью привезти на работу, надо искать им жилье. Вот сейчас с Украины приезжают люди, готовы работать и механизаторами, и животноводами, и кем угодно идти. Что мне делать? Или покупать дома от 30 тысяч долларов в той же деревне, чтобы дать работникам где жить, или снимать им это жилье у других частников. Это я и делаю - снимаю частные дома для своих людей. Некоторым, например, снимаю в Столбцах квартиры по 100 долларов в месяц, и они ездят в хозяйство на работу из города. Но зачем, если я купил хозяйство с домами, которые уже стали нашей частной собственностью? Почему в них живут просто так люди, которые не имеют отношения к моему хозяйству?"

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY Выплату долга по кредиту, за который строились дома, перевели на частную компанию, купившую убыточное хозяйство. "Каждый месяц плачу эти кредиты, проценты. При этом в моих домах живут люди, которые не работают на благо хозяйства, - говорит новый директор. - Вот участковый инспектор местный. Почему он должен жить в моем доме? Ладно, если бы этот участковый работал на моей территории и приносил мне какую-то социальную пользу, но ведь прямой пользы мне от него нет. Или женщина, которая работает в управлении сельского хозяйства райисполкома. Какое отношение имею я к управлению?"


Но стоит сказать, что указ президента (№405), на который ссылаются сельчане, действительно подразумевает, что работники хозяйства, которые получили дома как служебные, могут в порядке перевода кредитного долга выкупить их. Некоторым сотрудникам хозяйства даже удалось это сделать. Например, бригадиру фермы Людмиле Жарко. Она переоформила кредит на себя и еще 38 лет будет платить по 678 тысяч в месяц, чтобы дом стал ее собственностью. Удалось это сделать за счет того, что 10 домов не вошли в имущественный комплекс, который продали бизнесмену, а остались в собственности властей. Дома же, которые стали частной собственностью, продавать не обязаны, подчеркивает директор хозяйства.

Людей, которые с ним судятся, директор называет наглецами, а их поведение - привычкой получать социальные блага просто так. "На территории Столбцов есть другие сельхозпредприятия, но я не вижу большого желания у хозяйств продать сотрудникам эти дома. Потому что все прекрасно понимают, что, продав дома, потеряешь из этих проживающих как минимум 50% работников. Они тут поработали пару лет, чтобы дома эти выцепить, и увольняются", - говорит директор.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY Сергей Савицкий: "Вообще все убыточные предприятия, которые есть в Беларуси, нужно отдавать частникам. Потому что те, кто захочет получить какой-то результат, тот получит: в хозяйствах можно зарабатывать, и неплохо. За счет технологичного оборудования, расширения производств, квалифицированных кадров, увеличения объемов продукции. (Хозяйство стало активней заниматься овощами и рапсом. - TUT.BY). Можно пахать эту землю с утра до ночи, но какой-то один пункт в технологии не выполнить и не получить половину урожая, а затраты понести одинаковые. Госпредприятия часто только и ждут, пока с района дадут им денег. Я не сижу и не жду никого, я работаю".

Верховный суд стал на сторону сельчан. Но это их вряд ли спасет

Сколько еще будут судиться обиженные сельчане с новыми хозяевами - непонятно. Боевой дух сохранился не у всех. Если поначалу, узнав о возможных выселениях, на адвоката скинулись 26 домиков из 27, то теперь лишь треть готова бороться за свое право выкупить дом. Два суда - городской и областной - пока отказали сельчанам в таком праве. Зато на их сторону стал Верховный суд. В начале марта зампредседателя ВС Андрей Забара вынес свой протест, согласно которому власти, прежде чем продавать "служебные дома" в составе имущественного комплекса, должны были учесть: еще в 2008 году местным Советам депутатов было рекомендовано при продаже убыточных предприятий переводить такие дома в коммунальную собственность. Факт того, что указ президента позволяет "труженикам села" выкупать льготные дома, оказался для этого судьи значимым. Тем не менее, этот протест никак не повлиял на повторное рассмотрение областным судом дела сельчан из агрогородка Заямное. Это значит, что если новые владельцы хозяйства захотят кого-то выселить, то, скорее всего, они этого добьются.

Сельчане надеются, что когда сам президент узнает об их истории, то обязательно их защитит. Однако какую позицию займет Александр Лукашенко (и узнает ли он об этой истории?), предсказать сложно. Всего пару недель назад он сам лично пригрозил убыточным колхозам непопулярными мерами и заявил о необходимости совершенствования государственной аграрной политики. "Мы договорились, что мы должны поддержать тех, кто сегодня может выйти на безубыточную работу и работать самостоятельно, а тем, которые не хотят и не могут, мы должны дать срок как минимум до конца года и приватизировать, продать тем, кто хочет работать. Поэтому пусть думают и решают", - подчеркнул Лукашенко. При этом он обратил внимание на то, что руководители этих предприятий там уже работать не будут, возможно, даже специалистами.

Источник: news.tut.by
Просмотров: 909 | Добавил: huydogefi | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0